"Между молчанием и криком. История, культура, политика и домашнее насилие". М.: Эслан, 2004.
М. Писклакова, А. Синельников

Издание посвящено комплексному подходу к проблеме насилия в семье. В нем представлен обширный материал, подкрепленный данными российских и зарубежных исследований; дается четкое определение домашнего насилия, внимательно рассматриваются все входящие в него компоненты.

В книге также проанализировано влияние культурных и историко-политических факторов на модель насильственных отношений в семье. Кроме того, в ней представлены практические аспекты работы с женщинами, пострадавшими от насилия. Богатый фактический материал книги можно использовать при организации просветительских мероприятий для населения и для проведения образовательных кампаний.

Издано при финансовой поддержке Фонда Форда.

Между молчанием и криком

глава "Маскарад традиций"
сс. 85-87
Что касается гендерных преступлений, таких как изнасилование или домашнее насилие, государство здесь открыто придерживалось патриархальных точек зрения. Никаких дискуссий о данных преступлениях как пережитках буржуазной морали уже не проводилось. Зачем? В это время взошла звезда странной науки под названием виктимология.
Рассвет виктимологии в России пришелся на 1970-е т 1980-е годы. Что такое виктимология? Это ворох статистических данных, описаний, таблиц и графиков, посвященных жертве преступления. О преступнике здесь почти не говорится. Его словно нет. Пристальный предмет исследований, фиксаций и безапелляционных выводов - пострадавшая сторона и ее поведение. Именно жертва и ее характеристики попадают под пристальное внимание виктимологов.
Л.В.Франк, патриарх советской виктимологии, в 1966 году ввел понятие "вина потерпевшего" и определил виктимность как склонность человека становиться жертвой преступления в результате его образа действий (Франк, 1966, сс.24-25). Позже В. Минская и Г.Черчель, в свою очередь, развили понятие "отрицательное поведение потерпевшего, способствующее преступлению" (Минская, 1988, с.28), под которое подходили "поступки и поведение, причинно связанные с преступлением, объективно причиняющие вред обществу при наличии в них элементов, способствующих зарождению у другого лица умысла на совершение преступления, либо его осуществление".
Не удивительно, что одним из основных объектов виктимологии стало поведение женщины. Так, например, в статье В. Минской "Опыт виктимологического изучения изнасилования" (1972) и в работе А.Дьяченко "Актуальные вопросы виктимологической профилактики преступлений в области половых преступлений" (1988) при рассмотрении гендерных преступлений основное внимание было направлено прежде всего на поведение пострадавшей женщины. Анализировались ее характеристики, ее поведение и даже стиль ее одежды. "Что сделала жертва для того, чтобы против нее не было совершено преступление?" - именно этот вопрос занимал умы советских криминологов, работавших с проблемой гендерного насилия. Существовали даже попытки теоретически даже оправдать насильника. Так, например, Г. Антонов-Романовский в статье "Проблемы криминологического изучения изнасилований" (1981) утверждал, что причина изнасилования "природна" и кроется в желании мужчины удовлетворить свои естественные сексуальные потребности (37). Этот же "эксперт" связывал изнасилование с такими факторами, как возрастающее число партнеров у современных женщин и увеличившийся масштаб женского сексуального опыта!

Экспертам-виктимологам вторили и авторы научно-популярных брошюр, на которые было богато это время. Автор учебного пособия для старшеклассников Т.Афанасьева, например, описывая историю изнасилования, безапелляционно заявляла: "Выяснилось, что "потерпевшие" были пьяны до встречи с насильниками. По собственной воле и охоте они довели себя до такого положения, когда все остальное происходило уже в полубессознательном состоянии "сторон". Так что не было насилия...Оттого я слова "потерпевшие" и "насильники" беру в кавычках" (Афанасьева, 1985). Даже в относительно прогрессивных работах, таких, например, как книга А.Белявского и Э.Финна "Любовь и кодекс" (1973), многие положения которой кажутся поистине революционными для своего времени, утверждается, что "поведение потерпевшей тоже имеет значение".
Мы видим, что "политика закрытых глаз" привела к тому, что изнасилование стало трактоваться в первую очередь как с е к с у а л ь н о е преступление, а не как преступление против личности. В обозначении изнасилования как сексуального преступления присутствует своя логика: изнасилование, таким образом, переносится в достаточно сложную сферу  и н т и м н о й   ж и з н и, хотя, на самом деле, изнасилование - вопрос к о н т р о л я, а не сексуального влечения.

Комментарий от Анастасии:

Получается, что мы всегда потенциально кого-то провоцируем и всегда можем оказаться в роли жертвы.То есть, любой человек может быть подвергнут насилию.Мы все жертвы. А чтобы не виктимизироваться - начинаешь отталкивать от себя потенциальный источник опасности, и сам может стать тем кто виктимизирует других. Сам защищаешься от насилия и становишся насильником. И везде полно насильников, которые тебя стремятся виктимизировать, и защищаешься - если не ты сам насильник, то постоянно оборону держишь, если можешь.
 

Вот описание такой реальности (взято из эссе о творчестве Кафки):

Человек, пребывающий внутри этой стихии абсолютного зла и тотального насилия, ничем не защищен. Зло разлилось по всему миру, насилием пропитан каждый атом социальности. Сам воздух «пахнет смертью» и нет места ни утешению, ни надежде на спасение. Психика людей пребывает во власти страха перед угрозой гибели. Существование человека крайне уязвимо и достаточно самой малой причины, чтобы погубить его. Он погружен в социальную реальность, логика существования которой ему не ясна. Любой исходящий извне властный императив, даже самый абсурдный, способен парализовать его волю. Любое внешнее препятствие кажется ему непреодолимым. Таково поведение героя притчи «Закон», не решившегося в течение жизни войти в ворота, которые предназначались для него и сквозь которые стражи должны были пропустить только его.

Выходит, что специалисты изучают что же такого есть в тебе особенного, что ты стал жертвой. Получается замкнутый круг. И из дома просто не выйдешь, так как ты все равно чем-то можешь спровоцировать насильника или сам стать таковым.
Также не верно, что дети испытавшие жестокость сами становятся жестокими мстителями во всех случаях. Написанные тома на эту тему часто базируются на рассмотрении отдельных нашумевших случаев с маньяками.

Честно говоря, хочется другого видения реальности...


Конструктор сайтов - uCoz